ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИДЕНТИЧНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ

Щетинина Елизавета Витальевна

Щетинина Елизавета Витальевна

УДК 29 (470.55)

 

Невелева Вера Сергеевна
Щетинина Елизавета Витальевна

Челябинская академия культуры и искусств
Neveleva V., Shchetinina E.

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕЛИГИЯ
И КРИЗИС РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

ALTERNATIVE RELIGION AND THE CRISIS OF RELIGIOUS IDENTITY
(EVIDENCE FROM CHELYABINSK OBLAST)

 

Аннотация: Основными конфессиями на территории Челябинской области являются православие и традиционный ислам. Однако за последнее двадцатилетие активизация предложений «духовных услуг» со стороны альтернативных религиозных организаций оказывает влияние на размывание религиозной идентичности населения, превращая религиозное самоопределение в рыночный выбор. Новые религиозные движения становятся одним из факторов обострения кризиса религиозной идентичности. В статье с философских позиций анализируются результаты работы фокус-группы, куда вошли представители коми-пермяцкой этнической общности, определяются факторы, переводящие традиционную этническую идентичность коми-
пермяков в новые контексты.
Ключевые слова: традиционные конфессии, альтернативная религия, новые религиозные движения, религиозная идентичность, рынок духовных услуг.
Abstract: There are two currently dominant official confessions in Chelyabinsk
Oblast: the Eastern Orthodox Church and Traditional Islam. Activated in the last twenty years, the supply of “spiritual services” coming from alternative religious organizations dramatically affects the blurring of religious identity of the population, which turns religious personal identity into a market choice. New religious movements are growing into a factor of aggravating the religious identity crisis.

Keywords: traditional confessions, alternative religion, new religious movements, religious identity, market of spiritual services.
Исторически Челябинская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом России. В настоящее время на территории области «лидируют» две основные конфессии: православие и традиционный
ислам. Православие представляет Русская православная церковь. Мусульман возглавляют региональное духовное управление Челябинской области (РДУМ ЧО), духовное управление мусульман азиатской части России (ДУМ АЧР), духовное управление мусульман европейской части России (ДУМ ЕР) и духовное управление мусульман «Ассоциации мечетей России».
Согласно официальному реестру зарегистрированных религиозных организаций Министерства юстиции по Челябинской области на 2013 г. в области было зарегистрировано 268 организаций – представителей традиционных конфессий (православие, ислам, иудаизм) и только 55 организаций – представителей нетрадиционных религиозный движений – альтернативной к традиционным конфессиям религии. Исходя из этих данных преобладание традиционных конфессий должно благотворно влиять на проблему религиозной идентичности населения области. Но фактически это не так.
С начала 1990 г. в России в целом, а в Челябинской области в частности, стал наблюдаться значительный рост новых религиозных и квазирелиозных движений. Многие новые религиозные движения активно внедрялись
а территорию области со стороны иностранных «инвесторов» (организация «Саентология», «Церковь Иисуса Христа», «Общество сознания Кришны» и др.), другие формировались и развивались в условиях безграничной духовной свободы самостоятельно (организация «Белое братство», «Церковь Последнего Завета» и др.).
Изменение духовного пространства страны совпало с обострением психологических (выход из состояния «духовного вакуума»), социальных (преступность, проблемы терроризма, политическая нестабильность)
и экономических (безработица, инфляция, экономический кризис) проблем постсоветского человека. Находящиеся в кризисном состоянии традиционные религиозные конфессии на начало 90-х годов были не в состоянии помочь человеку: низкий уровень религиозной культуры (не только населения, но иногда и священнослужителей), сложные формы богослужебной практики, строгие требования к соблюдению религиозных норм отпугивали потенциальных прихожан. В таких условиях на «помощь» современному человеку пришли альтернативные новые религиозные движения, в которых упрощается богослужебная деятельность (церкви «Новое Поколение», «Краеугольный камень» и др.), становится более доступной для понимания догматическая сторона учения (организации «Сириус», «За Государственность и Духовное Возрождение Святой Руси» и др.), а следовательно, человек может легко и доступно получить ответы на интересующие его метафизические
вопросы.
Новые религиозные движения обещают быстрое решение физических и психологических проблем: возможность физического исцеления («Учебно-оздоровительный центр космоэнергетики “Анаэль”»), достижение самосовершенствования («Радастея», «Саентология» и др.), возможность практиковать несколько религий сразу («Сириус», «Раджа-йога» и др.); привлекают яркостью и простотой служб, например, использованием музыкального рок-сопровождения во время культовой практики («Новая жизнь», «Новое поколение»), медитативными сеансами и красочностью этнических костюмов («Общество сознания Кришны» и др.); совмещают религиозный компонент с популярными научными представлениями
(ритмология «Радастеи», концепция квантового перехода движения «За Государственность и Духовное Возрождение Святой Руси» и др.).
В 1997 г. государство предприняло попытку ограничения влияния альтернативных религий на общество путем принятия Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но практически ничего не
изменилось. Официальная статистика зарегистрированных религиозных организаций стала не в состоянии отражать полноту сложившегося рынка духовных услуг, так как новые религиозные движения продолжают
существовать в форме общественных организаций («Радастея», «Сириус», «Фалуньдафа» и др.), благотворительных фондов («Фарес», «Добрый Самарянин» и др.) и индивидуальных тренинговых программ («Симорон», тренинги «Холотропного дыхания» и др.).

Сложившееся за последнее двадцатилетие количественное и качественное многообразие услуг со стороны альтернативной религии оказало активное влияние на размывание религиозной идентичности населения, превратив религиозное самоопределение в рыночный выбор более удобных, доступных и красочных духовных услуг из многообразия «предложений» со стороны религиозных организаций. В таких условиях человек свободно выбирает собственные религиозные предпочтения, исходя из «предложений» рынка, не идентифицируя себя ни с одной из религиозных традиций. Сохраняющееся преобладание традиционных религиозных организаций объясняется спецификой культурной самоидентификации со стороны национальных групп (русские – православие; татары, башкиры – ислам), а также возможностью сочетания нескольких религиозных практик одновременно: утром – йога, вечером – присутствие на службе в храме.
Таким образом, возникшая альтернатива традиционным религиозным конфессиям – новые религиозные движения – стала одним из главных факторов обострения кризиса религиозной идентичности общества.