Деятельность деструктивных культов на Южном Урале

Путник Константин Владимирович
Деятельность деструктивных культов на Южном Урале
Путник К. В.,
руководитель миссионерского отдела
Челябинской епархии Русской Православной Церкви
Прежде всего, определимся с терминами.
Сектой или культом мы будем называть религиозную группу, эксклюзивную или отделившуюся от какого-либо основного религиозного направления, имеющую свои вероучение и практику, отличные от традиционных: церкви, вероучения или идеологии.
Хочу отметить, что термин «секта» является юридически нейтральным, хотя в современном религиоведении наиболее употребим термин «культ».
Деструктивным мы называем культ, вероучение и деятельность которого направлены на деформацию, качественное изменение, с одной стороны, духовно-когнитивного ядра личности и, с другой, существующей традиционной цивилизационной, культурной матрицы, обеспечивающей стабильное состояние общества.
Тоталитарным мы называем культ, вероучение и практики которого направлены на всеобщий, полный контроль над жизнедеятельностью его последователей, не оставляющий им права и способности выбора.
Двумя этими понятиями, собственно, описываются опасности, исходящие от тоталитарно-деструктивных культов.
Но следует иметь в виду и то, что религиозный фактор, имеющий исключительное, хотя и часто неосознаваемое значение в жизни людей, всегда использовался, а сейчас используется особенно широко как эффективный инструмент в геополитической борьбе. В частности, мы видим, что происходит на Украине. Мы видим, кто пришел к власти в Киеве и какие силы привели их к власти. Нам известно, что первый майдан, окончательно расшатавший молодую украинскую государственность, был насквозь пятидесятническим. Мы знаем, что нынешние политические лидеры Украины - принадлежат к сайентологам (Яценюк), баптистам (Турчинов) и униатам-греко-католикам. Как оскорбительный невербальный знак присутствия и влияния американских сект на русский мир в Киеве – матери городов русских – выстроен мормонский храм – единственный на постсоветском пространстве.
Мы также видим, что повсеместно распространяющиеся радикально-террористические практики, как правило, религиозно мотивированы, и поэтому мы не можем недооценивать степени угроз, исходящих из религиозной сферы.
Весь спектр тоталитарно-деструктивных культов, как западных, так и восточных (а мы не должны забывать, что восточные региональные державы, такие как Индия и Китай, являются геополитическими тяжеловесами) и наших, отечественных, широко представлен на Южном Урале. Обращаю ваше внимание на то, что внешне все эти культы вполне миролюбивы и лояльны к государству. Их деструктивная работа далеко не всем и не всегда очевидна, потому что ведется она зачастую на молекулярном уровне, которым люди, привыкшие мыслить масштабно, стратегически, как правило, пренебрегают: вроде, не царское это дело… А между тем было бы полезно вспомнить важнейший диалектический закон: качественные изменения происходят только после накопления неких количественных, порой и статистически выразимых предпосылок. Хочу вам сказать, что на Западе созданию, учету и анализу таких предпосылок уделяется огромное внимание: если против СССР только в США работало несколько сот щедро финансируемых «мозговых центров», то в настоящее время их число перевалило за тысячу.
Кроме этого, доктринальным требованием многих, если не всех, деструктивных культов является ложь – естественно, ложь во имя великой цели. Это требование может быть прямо прописано и называться как-нибудь красиво: например, «теократическая война». А может просто подразумеваться. Но сущность будет всегда одна: лгать «внешним», т.е. не представителем своего культа, не только можно, но и нужно, если это принесет культу какие-то бонусы или избавит от проблем. Умением бессовестно лгать объясняется высокая способность деструктивных культов к социальной мимикрии. Поэтому, конечно, необходима тщательная, а не формальная экспертиза документов, представляемых культами для государственной регистрации. Необходимо тщательное и жесткое сопоставление культовой практики и фундаментальных культовых идеологем.
Ввиду того, что у меня нет возможности даже коротко охарактеризовать каждый деструктивный культ, я остановлюсь на некоторых их основных признаках.
Самой обширной является псевдо-христианская группа деструктивных культов, т.е. культов, именующих себя христианскими. Представители этих культов искажают либо прямо отвергают фундаментальные общехристианские догматы, сформулированные в Символе веры, апостольскую преемственность, значение и духовную действенность законно и правильно совершаемых Таинств, подаваемых и освящаемых через законно и правильно действующих священнослужителей, а не самозванцев. Нередко представители этих культов извращают букву и дух Священного Писания, искажают или дополняют его своими «таинственно обретенными» текстами. К числу последних относятся, например, мормоны. Фактически переписали Священное Писание, подогнав его под свою религиозную доктрину и назвав «переводом», Свидетели Иеговы. На перечисленных основаниях к псевдо-христианским можно отнести и многочисленные пятидесятнические культы, и, например, «Церковь последнего завета» российского лжехриста Виссариона.
Основным признаком деструктивных культов восточной ориентации является наличие учения о реинкарнации и соответствующей ему этике и аксиологии, коренным образом отличающихся от этических систем традиционных для России религиозных конфессий. Мир такими сектантами воспринимается как иллюзия («майя»), конкретный человек – как звено в цепи перерождений, а физическое тело – как одежда для вечной души. Поскольку конечная цель перерождений – соединение совершенной души с Божеством (Брахманом, Кришной, Атманом и т.д.), то даже убийство, совершенное с намерением приблизиться к Божеству, не является преступлением и нравственно оправдано. Это следует иметь в виду, особенно когда, например, кришнаиты начинают рассуждать о ненасилии.
Неоязыческие культы, предполагающие поклонение различным божествам, исходят из признания равноправного положения в мире добра и зла, поэтому с одинаковой вероятностью могут инициировать как добрые, так и злые поступки своих последователей. Крупный российский этнолог Виктор Шнирельман определяет неоязычество как «общенациональную религию, которая искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения «национальной духовности»…» (Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм: восточноевропейский ареал //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 114, М., 1998, С. 3). Поскольку классическую языческую традицию в России можно считать утраченной, неоязычники в своей деятельности нередко ориентируются на сказочные, фантастические сюжеты. Очень характерен для неоязычников интерес к возрождению архаических этнокультурных обычаев, к древним воинским искусствам, обостренный, доходящий до радикализма, национализм. Кроме этого, духовно перекликаются с неоязычеством идеология и практика сатанинских культов, ориентированных на поклонение злым духовным сущностям. Многие сатанинские культы имеют черты изощренного интеллектуализма и потому привлекательны для креативной, творческой интеллигенции.
Оккультную, эзотерическую, псевдо-научную ориентацию имеют культы, отрицающие свою религиозную сущность и стремящиеся свою темную духовность интегрировать в сферу науки и искусства. При этом, к сожалению, не всегда даже профессиональные ученые способны разобраться, что к чему. Тем более, что такие культы, как правило, очень тонко воздействуют на тщеславие человека, его честолюбие, неудовлетворенные амбиции. Это именно они, такие культы, создают щекочущие самолюбие, международные, а то и межгалактические «академии», учреждают почетные звания и награды.
Обособленной группой стоят мусульманские и псевдо-мусульманские деструктивные культы и организации. Ввиду большой интегрированности ислама в социально-политическую жизнь, далеко не редкость, когда мусульманские группировки, радикально интерпретирующие ислам, пытаются не просто повлиять на политику, но и стремительно «реформировать» не устраивающую их действительность преступными методами. И понятно, что представителю власти нужно уметь правильно дифференцировать направления в исламе, отличать искреннюю озабоченность теми или иными проблемами традиционных для России мусульманских течений и школ от демагогической риторики и преступной практики исламских радикальных групп.
Имеют место деструктивные культы в сфере педагогики и образования, бизнеса и управления, медицины, психологии и т.д. Даже просто перечислить их невозможно в рамках отведенного мне времени. Некоторые деструктивные культы перечислены в Приложении.
Между тем, существует, конечно, набор критериев, позволяющий отличить деструктивный культ от нормальной общественной организации. Я назову только одного нашего великого помощника – язык. Любой деструктивный культ отличается специфической лексикой: терминологией (новоязом), акцентуацией, интонированием речи и т.д. Существует принцип, открытый и обоснованный в разное время писателями, политиками и психолингвистами: хочешь деформировать сознание – деформируй язык. Очень рекомендую вам почитать (или перечитать) книгу Оруэлла «1984».
Значит, если в речи, в заявлении, в лекции или рекламном буклете вас что-то настораживает – не торопитесь принимать решение, наступите на свое самолюбие и обратитесь к компетентным специалистам. Доверьтесь своей интуиции и не бойтесь выглядеть неучем. В опасности можете оказаться вы, ваши близкие, ваше и их здоровье и материальное благосостояние. Практически все деструктивные культы – это бизнес-проекты, направленные на изъятие средств у доверчивых людей. К сожалению, окружающая нас духовная среда чрезвычайно агрессивна.
Разумеется, существуют группы риска. Одна из таких групп – молодежь. На молодежь направлен главный удар. При этом учитывается всё: её высокая амбициозность, её желание получить всё и немедленно, её самонадеянное стремление к самостоятельности и эксклюзивности – без вдумчивой, мудрой осторожности старших поколений.
Будьте трезвы, будьте критичны. Будьте ответственны и внимательны к себе и тем, кто вас окружает. Будьте терпеливы и терпимы.
И позвольте закончить словами великого христианского Апостола Иоанна:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин., 4: 1).
Приложение
Перечень основных деструктивных культов, действующих
на Южном Урале
Американские и западноевропейские культы:
- «Церковь сайентологии», сайентологи, последователи Л. Рона Хаббарда – действуют прямо, либо через систему фасадных организаций и социальных программ («Хаббард-колледжи», «Центры дианетики», психотренинговые и консалтинговые услуги, курсы по изучению английского языка, реабилитационные программы «Нарконон», «Алконон», «Криминон»), а также правозащитных структур («Гражданская комиссия по правам человека» - ГКПЧ).
- «Свидетели Иеговы» - осуществляют вербовку в культ, обходя частные дома и квартиры, предлагают свою литературу на улицах, подкидывают ее в общественных местах (например, в банках, на предприятиях). Имеют выраженные изуверские черты: последователи культа отказываются от переливания крови даже по жизненным показаниям.
- «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», мормоны – действуют прямо и через систему фасадных организаций: курсов английского языка, например. Есть информация о том, что мормоны высокой степени посвящения интегрированы в структуру детских оздоровительных лагерей «Планета English». Собирают информацию о гражданах РФ с целью опосредованного вовлечения их в культ путем заочных «крещений».
- «Церковь Объединения преподобного Муна», муниты – были особенно активны в сфере образования, работали с молодежью через систему молодежных общественных организаций. В настоящее время – после смерти лидера и «живого бога» Муна – из-за внутренних дрязг утратили актуальность.
- Пятидесятники – множество автономных «церквей», объединенных в Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ). Выступают под разными названиями: «Новая жизнь», «Новое поколение», «Краеугольный камень», «Хлеб жизни» и т.д. Действуют через широкую систему благотворительных фондов и реабилитационных центров (например, БФ «Теплый дом»).
- «Новый Акрополь»: действуют под видом культурно-просветительской организации, ориентированы на гуманитарную интеллигенцию.
Восточные и псевдовосточные культы:
- «Общество Сознания Кришны», кришнаиты – сильно вестернизированный восточный культ, созданный в США Шрилой Прабхупадой, представители которого продают свою литературу, время от времени устраивают праздники и шествия, на которых раздают свою пищу – т.н. «просад», - предварительно посвященную индуистскому богу Кришне.
- Культ Шри Чинмоя, человека, объявившего себя «аватаром» и «воплощением бога» – еще один вестернизированный культ: в частности, организует ежегодный спортивный «Бег Мира» - мероприятие, во время которого участники должны медитировать «за мир во всем мире».
- «Сахаджа-Йога» - псевдоиндуистский синкретический культ, объектом поклонения в котором является его основательница Нирмала Деви, почитаемая как индуистское злое божество Кали. Предлагает последователям различные медитативные практики, направленные на пробуждение силы «кундалини» и обусловленный ею «духовный рост».
- «Фалуньгун» - деструктивный китайский культ.
- «Карма-Кагью» - необуддийский культ с присущим западному сознанию нравственным релятивизмом и вседозволенностью.
- «Цигун», «ушу», «йога», «рэйки», «фэн-шуй» и т.п. – культы, как правило, маскирующиеся под системы оздоровления, но имеющие оккультно-религиозную, чуждую российской духовной традиции, основу.
Отечественные и среднеазиатские культы:
- «Звенящие кедры России» («Анастасия»): неоязыческий культ, активно использующий экологическую риторику и призывающий к созданию «родовых поместий». Осуществляет деятельность в сфере образования (детские лагеря отдыха) и творческого досуга (клубы самодеятельной песни и т.п.).
- «Радастея», «ритмология», культ Евдокии Марченко: оккультная организация, ориентированная на раскрытие сверхвозможностей человека и создание особой сверхчеловеческой расы. В настоящее время мало активна.
- Культ Порфирия Иванова – языческий культ, ориентированный на раскрытие сверхвозможностей человеческого организма путем закаливания и непосредственных молитвенных обращений к давно умершему основателю культа. Действуют в основном через сеть клубов «Оптималист».
- «Церковь последнего завета», культ лжехриста Виссариона, объявившего себя «вторым пришествием Христа». Широко использует экологическую риторику и ориентирован на вовлечение в сферу своего влияния представителей творческих профессий (художников, артистов и т.д.).
- «Ата Жолы», «Орда» - псевдомусульманский терапевтический культ, пришедший на Южный Урал из Казахстана и запрещенный на территории Челябинской области.
- «Аль Аят» - терапевтический культ из Казахстана, поклоняющийся бывшему колхозному шоферу Фархату Абуллаеву (Фархат-ата), объявившему себя «отцом Бога» (не путать с Богом-Отцом).
- Культ «отрока Славика Крашенинникова», культ «Славика Чебаркульского» – чебаркульская псевдоправославная секта, почитающая в качестве святого и чудотворца 11-летнего мальчика, скончавшегося в конце прошлого века от тяжелой болезни.
Коммерческие культы:
- «Herbalife» ( «Wellness» и «Dermajetics»).
- «Цептер».
- «Avon».
- «Am-way».
- «Edelstar».
- «Faberlic» и др.
Всего в мире действуют более 3 000 коммерческих культов.
Неоязыческие культы:
- Родноверы.
- Инглинги, культ А. Хиневича.
Всего в России насчитывается несколько десятков неоязыческих культов.
Лженаука и оккультизм:
- Астрология, целительство и все виды магических практик (хиромантия и т.п.).
- Биокосмоэнергетика.
- Экстрасенсорика и т. п.
- Любые эзотерические доктрины (Блаватская, Рёрихи и др.).
- Организмика, универсология и т.п. «научные» дисциплины.
Реабилитационные центры и благотворительные фонды пятидесятников (по г. Челябинску):
- РЦ «Новая жизнь».
- БФ «Теплый дом» (до недавнего времени – церковь «Новая жизнь»).
- РЦ «Рост».
- РЦ «Возрождение» (церковь «Краеугольный камень»).
- РЦ «Обновление» БФ «Источник Надежды».
- РЦ «Независимость» БФ «Фарес» (церковь «Новое поколение»).
- РЦ «Мой город» БФ «Дерево Жизни».
- БФ «Свет миру» (возможно, церковь «Новое поколение»).
Что нужно знать о пятидесятниках?
- Большинство пятидесятнических «церквей» объединены в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), но при этом относительно самостоятельны. Отсюда их различные названия.
- Пятидесятнические «церкви» - целиком западный «духовный продукт».
- Пятидесятнические религиозные практики являются серьезной угрозой для психического здоровья людей.
- Пятидесятнические культы имеют серьезные политические амбиции и скрытую поддержку во властных структурах. Их деятельность имеет признаки экстремизма.
- Особенную опасность представляют фасадные структуры пятидесятнических организаций: благотворительные фонды и реабилитационные центры.
Зоны риска:
- Система науки и образования: педагогика, исторические и естественнонаучные дисциплины;
- Система здравоохранения: медицина, психология;
- Правозащитники: в качестве юристов, отстаивающих интересы деструктивных культов;
- Сфера досуга: спорт, ролевые игры («готы» и т.п.);
- Сфера управления и администрирования: коучинг (консалтинг, тренинги).
Литература
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Н. Новгород, 2008.
Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник. – Белгород, 2002.
Хвыля-Олинтер А. И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. – М., 2008.
Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. – М., 1996
2015 г.