Занятие №5

Занятие № 5

 

Виды деструктивного контента: проблемы религиозного экстремизма

 

Религиозный экстремизм – разновидность экстремизма в основе которого лежит определённая религиозная идеология и деятельность (практика) присущие отдельным лицам, принадлежащим к различным религиозным организациям и конфессиям, группам и течениям, которые отличаются приверженностью крайне радикальным и фундаменталистским взглядам на толкование некоего вероучения, стремятся вступить в непримиримое противостояние (включая всестороннее применение физического насилия, насильственный захват власти, насильственное изменение государственного строя) с существующими религиозным традициями с целью их коренного изменения или уничтожения.

Основой религиозного экстремизма является проявление крайней степени жестокости и агрессивности в сочетании с демагогией. Религиозный экстремизм способствует резкому росту напряжённости, возникающему внутри религиозного сообщества. В современном мире религиозный экстремизм складывается, как вторжение религиозных или же псевдорелигиозных организаций в жизнь общества, при помощи которых делается попытка воплотить соответствующие модели поведения индивидов и переустройства как отдельно взятого религиозного общества (внутриконфессиональный и межконфессиональный экстремизм), так и всего мира посредством модели глобализации.

Подозрения должны вызвать наличие в публичных материалах следующих смысловых единиц, являющихся маркерами экстремистского содержания:

1. Отвержение общепринятых социальных ценностей. Общество придерживающееся их признается заблудшим, а его идеалы греховными;

2. Пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка через призывы к отказу от соблюдения светских  запретов и стремлению исключительно к беспрекословному подчинению идеологическим догмам экстремистского объединения;

3. Враждебное отношение к традиционным конфессиям и их представителям, стремление к противостоянию с ними или радикализация норм, характерных для традиционных конфессий;

4. Отказ от принятия и соблюдения правовых норм государства и формирования собственного правового пространства, основанного только на мнимых теологических представлениях и духовных канонах;

5. Противопоставление экстремистского религиозного объединения существующим институтам государственной власти. Признание их нелегитимными и призвания своих последователей к невыполнению их требований;

6. Продвижение идеологии непримиримой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения деструктивного религиозного объединения;

7. Требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой» (употребление таких вербальных маркеров как «кафир», «неверный» и др.).

 

    

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Абдулганеев Р.Р. Деструктивные культуры и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма // Юридическая наука. 2012. №1. С. 77-78.
  2. Бражник И. И. О сущности религиозного экстремизма // Кому это выгодно?: О сущности религ. экстремизма. Сб. докум.-публицист. очерков и статей / Сост. Н. А. Забережьев. — К.: Политиздат Украины, 1980. — 141 с.
  3. Кадиева А. М. К проблеме религиозного экстремизма // Гуманитарные исследования в ДонГАУ (Научный ежегодник). — 2006. — Вып. 4. — С. 22—36.
  4. Рязанов Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». — 2014. — Т. 7. — С. 177-184.