Занятие №6

Занятие № 6

 

Виды деструктивного контента: проблемы популяризации суицидального поведения

 

Согласно мнению экспертов в области медиабезопасности – в настоящее время в сети Интернет действуют целые деструктивные сообщества, популяризирующие и пропагандирующие «культуру смерти» среди подростков – это и игровые технологии («Синий Кит», «Беги или умри» и др.), сообщества, популяризирующие депрессивный контент (проблемы одиночества, безнадеги, безысходности и др.), сообщества, напрямую призывающие нанести себе телесное увечье или распространяющие способы совершения самоубийства и др.

7 июня 2017 года Президентом РФ был подписал Закон о противодействии склонению детей к суициду, где был внесен пункт о создании «групп смерти». Закон вносит изменения в Уголовный и в Уголовно-процессуальный кодексы, которые дополняются новыми статьями 110.1 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства») и 110.2 («Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства»).

Несмотря на новую законодательную практику – суицидально-ориентированные группы продолжают активно функционировать в сети Интернет, трансформировав свои формы и механизмы распространения идей.

Подозрения должны вызвать наличие в публичных материалах следующих смысловых единиц, являющихся маркерами суицидального содержания[1]:

 

1.  Наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;

2. Наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;

3. Выражение положительной оценки, либо одобрение: совершения самоубийства, либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство;

4. Информация, содержащая побуждающие к совершению самоубийства аргументы, включающие утверждения (суждения), не содержащие прямого либо явного побуждения, но способные склонить к принятию решения о совершении самоубийства, в том числе, посредством приведения конкретных примеров, представляющих собой популяризацию конкретных действий других людей, которые уже совершили самоубийство, и (или) утверждения (суждения) о преимуществах, которые получили лица, совершившие самоубийство, в том числе представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка);

5. Выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе, включая описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки самоубийства;

6. Наличие любого объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, в том числе группового и (или) ассистированного, осуществленного с чьей-либо помощью, либо в чьем-то присутствии, либо под чьим-то наблюдением, самоубийства, а также в целях попытки совершения самоубийства;

7. Наличие опроса (голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства.

К информации о способах совершения самоубийства относится:

1. Наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства; описания (демонстрации), в том числе текст, изображение или иная информация (материалы) (в том числе с использованием аудио- и видеосредств на рассматриваемой странице сайта в сети "Интернет"), процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий, и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети "Интернет" способа самоубийства;

2. Наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства).

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Архипова А., Волкова М., Кирзюк А., Малая Е., Радченко Д., Югай Е. «Группы смерти»: от игры к моральной панике. — М.: РАНХиГС, 2017. — 24 с.
  2. Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. «КОНТЕНТ СМЕРТИ»: ПРОБЛЕМА ПРОПАГАНДЫ СУИЦИДА В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИНТЕРНЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.
  3. Парфентьев У. Кибер-агрессоры // Дети в информационном обществе. – 2009, № 2. – С. 66–67. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fid.su/upload/journal-2.pdf (25.02.2013)
 

[1] Данные критерии утверждены приказом № 84 292 351 ММВ-7-2/461 от 18 мая 2017 года Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, МВД РФ, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой - https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/doc/fns461_180517.pdf