Вопросы гражданской идентичности обсудили в рамках межрегионального семинара
15 августа 2019 года в Уральском федеральном округе прошел семинар в формате конференции, организованный РГУ им. А.Н. Косыгина на базе Южно-уральского гуманитарно-педагогического гуманитарного университета. Мероприятие прошло в городе Челябинске при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области. В работе семинара приняли участие более 100 человек: учителя и руководители школ региона, представители муниципальных управлений, представители Челябинской епархии, фонда «Будущее отечества» имени В. П. Поляничко, специалисты «Молодежного ресурсного центра», руководители «Молодежной ассамблеи народов Южного Урала», а также представители общественных и образовательных организаций.
Задачами работы семинара являлось определение проблемных вопросов формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве современной школы, а также выявления лучших практик и технологий педагогического формирования гражданской идентичности в воспитательно-образовательном пространстве современной школы.
Старт семинару дал заместитель начальника отдела молодежных проектов Министерства образования и науки Челябинской области, Архипов Владимир Владимирович, который пожелал участникам мероприятия продуктивной работы и напомнил, что «стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление детей и подростков, формирование российской гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей. Указанные приоритеты требуют консолидации усилий различных институтов гражданского общества, формирования социокультурной инфраструктуры, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, научных и других объединений на организацию которой направлена работа сегодняшнего семинара».
С приветственным словом к участникам семинара выступила врио ректора "ЮурГГПУ", Чумаченко Татьяна Александровна, которая подчеркнула актуальность заявленной темы. Формирование идентификации себя с гражданской общностью, чувство принадлежности к общности граждан к конкретному государству, — по мнению Татьяны Александровны, — позволяет человеку осознать своё место и значение в системе государственных и общественных отношений, эффективно включаясь в процесс развития страны. В тех непростых условиях, в которых мы живём и работаем сегодня вопрос о том, как школа может воспитывать гражданина и патриота нашей страны и при этом делать это не методами пропаганды и навязывания, а через диалог, убеждение, понимание потребностей и интересов нового поколения, особенностей его мировоззрения, становится одним из ключевых.
Модератором мероприятия выступил член Общественной палаты Челябинской области, директор "Центра народного единства" Бредихин Сергей Сергеевич, который отменил, что одним из приоритетов работы данного семинара является обмен опытом работы в реализации воспитательных практик гражданской идентичности молодежи, а также установление партнерских взаимоотношений между образовательными, научными, общественными и молодежными организациями.
Первым спикером мероприятия стала Прилукова Екатерина Григорьевна — доктор философских наук, профессор кафедры международных отношений политологии и регионоведения ЮУрГУ с докладом об актуальности вопросов воспитания гражданской идентичности в современном обществе.
Ее доклад продолжила Абсалямова Полина Владимировна — религиовед, сотрудник Центра российской идентичности РГУ им. А.Н. Косыгина. Она рассказала о важности реализации проекта "Гражданская идентичность в пространстве современной школе", его ключевых целях и задачах. Главной задачей проекта является разработка методов системной информационной и методической поддержки школьных педагогов в формировании гражданской идентичности у учащихся. Спикер обратила внимание на актуальность применения воспитательно-образовательных практик в формировании гражданской идентичности учащихся на основании общих ценностей патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону и сопричастности к судьбе Родины. При этом целевая аудитория проекта, что важно, не только работники системы образования, но и представители органов власти, религиозных, общественных, национальных и патриотических организаций.
О практических формах работы с современной молодежью рассказала начальник информационного отдела ГБУ "Молодежный ресурсный центр"— Никулина Анастасия Александровна, подчеркнув важность создание и выработки неформальных подходов в воспитательной практики работы с молодежью. По ее мнению, "Молодежный ресурсный центр" становится одним из учреждений, транслирующих данные практики в региональном срезе Челябинской области. Специалисты «Молодежного ресурсного центра» активно вовлекаются в реализацию молодежной политики Челябинской области, при этом очень важно, что в своей работе Центр опирается на внутренние запросы самой молодежи, например, рост виртуализации жизни порождает умение и желание выстраивать эту жизнь наиболее качественно и безопасно. Направление работы «Молодежного ресурсного центра» по организации волонтерской работы представил Носков Александр Владимирович, а Замятина Дарья Александровна рассказала об опыте работы «Проектного лектория» — проекта осуществляющего методическую помощь молодежи в написании и реализации грантовых заявок.
О важности взаимодействия с национально-культурными объединениями и открытостью к взаимному сотрудничеству рассказала Тельцова Екатерина Петровна, председатель "Молодежной ассамблеи народов Южного Урала". Спикер рассказала об опыте работы Ассамблеи и призвала аудиторию не ограничиваться фестивальными программами в работе с молодежью, а делать упор на историю и традиции культры народов, проживающих на территории Челябинской области.
Руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии РПЦ, Константин Владимирович Путник, выступил с докладом о вопросах духовной безопасности в контексте формирования гражданской идентичности молодых людей. Спикер отметил, что фундаментальными, базовыми основами не только гражданской, но и любой другой идентичности в российском обществе могут являться коллективизм, социальная справедливость и семья, как союз двух лиц противоположного пола, он сказал, что среди этих понятий определяющим является религиозный аспект, поскольку именно религия, вера (или неверие) определяют целеполагание человека, его нравственное состояние и ориентиры — то, зачем и как ему жить. При этом, Константин Владимирович, высказал свои опасения по поводу влияния на ценности детей и подростков представителей деструктивных идеологий и возможных отрицательных последствий этого для дальнейшего развития нашей страны.
О вопросах проявления различных форм идентичности молодежи, но уже в виртуальном пространстве, рассказала Щетинина Елизавета Витальевна, руководитель «Центра мониторинга социальных сетей». Она подчеркнула, что в настоящее время отмечается рост влияния деструктивных субкультур в молодежной среде, что трансформируется в установки на моду быть приверженцем асоциального поведения. Спикер отметила, что в современных условиях виртуализации жизни важным образовательным компонентом становятся вопросы, связанные с киберсоциализацией молодых людей.
В продолжении вопросов безопасности учащихся выступил специалист Ассоциации "Лига медиаторов Южный Урал" Щеголев Сергей Валентинович, представив практику медиации как форму решения конфликтов, в том числе в вопросах непринятия идентичности другого.
Об опыте гражданско-патриотического воспитания в контексте современных реалий рассказал Павел Васильевич Бутаков — сотрудник фонда гражданско-патриотического воспитания "Мы". Спикер отметил, что важным в формировании здоровой гражданской идентичности является наличие комплексного подхода — невозможно отдельно воспитывать молодых людей только в развитии научных знаний, только в физическом развитии или только в воспитании патриотизма. В завершении своего выступления, Павел Васильевич, отметил, что сегодняшние дети — это завтрашние врачи, учителя, солдаты, предприниматели, матери и отцы. Их будущее это будущее России и в наших силах сделать это будущее успешным и счастливым.
Опыт комсомольских практик в контексте необходимости переосмысления их в условиях современной действительности выступил Коновалов Игорь Леонидович — председатель правления фонда "Будущее отечество" имени В. П. Поляничко. Он рассказал об опыте формирования воспитательных практик в работе комсомольских организаций, а также о деятельности фонда "Будущее Отечества", созданном активом комсомольских работников, как инструменте организации преемственности и взаимодействия между поколениями комсомольцев и современной молодежью.
Подвела работу теоретической части семинара Глазырина Лариса Анатольевна, проректор по воспитательной работе "ЮУрГГПУ", представив образовательные и воспитательные практики, использующиеся в подготовке педагогического работника в рамках формирования гражданской идентичности учащихся.
Стоит отметить, что в рамках работы семинара участникам удалось сформировать представления о современных практиках и формах воспитания гражданской идентичности, запланировать взаимосотрудничество образовательных организаций с общественных и национально-культурными центрами, а также получить практические рекомендации о возможности получения методической, консультационной помощи по вопросам реализации воспитательных практик в контексте работы с современной молодежью.
В завершение мероприятия была организована свободная дискуссия «Воспитательные практики в эпоху миллениалов».
По окончании мероприятия участникам и спикерам мероприятия были вручены именные сертификаты.