Занятие №1
Занятие № 1
Основные понятия и проблемные поля сферы медиабезопасности
Медиабезопасность – обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ. Очень часто понятие медиабезопасности современные исследователи и педагоги связывают именно с молодежью, детьми и подростками, хотя на самом деле эта проблема касается всего общества в целом, поскольку, прежде всего, медиабезопасность каждого человека зависит от его собственных умений «фильтровать» предложенную информацию.
Медиа – совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) в той или иной форме. Таким образом, медиа – это совокупность всех «СМИ». В свою очередь «СМИ» это способ переноса информации для масс.
Медиа, включают в себя следующие составляющие:
- масс-медиа – средства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизионные сети);
- директ-медиа – коммуникационные системы передачи информации (интернет, телефон, почта);
- медиа-носители – сами по себе отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и виденосителях, видио-, аудио- мультимедиа-презентации);
- социальные медиа – средства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса).
Медиа-угрозы (или информационные угрозы) – потенциально возможные события, процессы или явления, которые посредством воздействия на информацию или другие компоненты информационной системы могут прямо или косвенно привести к нанесению ущерба интересам различных субъектов.
В настоящее время исследователи[1] проблем медиабезопасности выделяют следующие потенциальные источники медиа-угроз:
- Существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального «виртуального информационного пространства»;
- Возможность использовать технологии воздействия на психическую деятельность человека;
- Сбор и использования в корыстных целях персональных данных пользователя Интернет-пространства;
- Манипуляция общественным мнением относительно отношения к тем или иным общественным событиям.
Данные медиа-угрозы могут быть потенциально реализованы в следующих проблемных формах:
- контентные – материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику и т.д.;
- коммуникационные (связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей), например, незаконный контакт, домогательство, киберпреследование, кибербуллинг (авля, оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС);
- электронные – возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.;
- потребительские – злоупотребление в Интернете правами потребителя.
В Российской Федерации выделяются следующие законы, регламентирующие вопросы медиабезопасности:
Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.
Стоит отметить, что если деятельность официальных медиа, регламентируется и контролируется на законодательном уровне, то неофициальные информационные источники, распространяющиеся в сети Интернет посредством социальных сетей (аккаунтов, сообществ) – не поддаются контролю за счет своей стихийности и массовости, тем самым имея возможность активно распространять и пропагандировать деструктивный контент среди пользователей Интернета.
В таких условиях именно «киберволонтерство» является эффективным инструментом контроля виртуального медиа-пространства в сфере медиабезопасности, направленного на выявления деструктивного информационного контента, а также своевременной передачи информации о нем в ряд компетентных органов для последующей работы.
Список рекомендованной литературы
- Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. — М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. — 320 с.
- Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // — М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008—205 с.
- Глушаков С.В. Секреты хакера: защита и атака [Текст] / С.В. Глушаков, М.И. Бабенко, Н.С. Тесленко. — изд. 2-е, доп. и перераб. — М: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 544 с. — (Учебный курс).
- Емельянов, Г. В. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества / Г. В. Емельянов, А. А. Стрельцов // Информац. общество. 1999. Вып. 2. С. 15-17.
- Ленков С.В., Перегудов Д.А, Хорошко В.А. Методы и средства защиты информации. В 2 томах. Том 1. Несанкционированное получение информации [Текст] // — М: Издательство: Арий, 2008 г. 464 с.
- Прохода А. Н. Обеспечение Интернет-безопасности. Практикум: Учебное пособие для вузов. [Текст] // — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 180 с: ил.
- Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной сфере: «за» и «против». — М.: АРКТИ, 2006. — 192 с.
- Основы безопасности детей и молодежи в Интернете — интерактивный курс по Интернет-безопасности. Владельцами авторских прав на сайт являются проект Финский день информационной безопасности и WSOYpro [Электронный ресурс]. — URL: http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/copyright.htm
- Кимберли Янг. Тест на Интернет-зависимость / Перевод теста, выполненный и адаптированный В.А.Буровой/ Клиника СПО Центр — М: 2009 [Электронный ресурс]. — URL: /texts/iad_test.htm
- Шилина, М. Г. Российская медиасистема: от новых практик к новой науке и образованию // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования-2010 : материалы Всерос. науч.-практ. конф : в 2 т. Т. 2. М., 2010. С.239-245.
[1]Например, Г. В. Емельянов , А. А. Стрельцов.