Занятие №3
Занятие № 3
Каналы и механизмы распространения деструктивного контента в сети Интернет
Первичной проблемой в сфере медиабезопасности является распространение деструктивного контента в сети Интернет – информационного материала (изложенного в текстовом, визуальном, аудио-, видео- и фото форматах), содержащего пропаганду радикального мировоззрения, призывы к действиям насильственного характера (как к определенной социальной группе, так и к смене государственного строя), популяризацию суицидального поведения (и призывы к самоуничтожению), пропаганду употребления запрещенных веществ и др.
Существует официальный перечень запрещенной информации:
1. Федеральный список запрещенных экстремистских материалов - http://minjust.ru/ru/extremist-materials.
2. Перечень запрещенных сайтов, блокированных Роскомнадзором - https://vk.com/im?sel=135830206.
3. Перечень информации, запрещенной для определённого возраста - (см. Федеральный Закон № 436).
В процессе развития Интернета произошло не только его расширение (в настоящий момент число сайтов превышает 1 миллиард), но и значительное углубление и усложнение структуры Интернета, которая на сегодняшний день выглядит так:
1. Обычный Интернет – все те ресурсы, которые используются в повседневной жизни (например, социальные сети, новостные ленты и др.).
2. Подводный Интернет – маргинальные Интернет-ресурсы (имиджборды, FTP-сервера, различные закрытые клубы по интересам).
3. Глубокий Интернет – сомнительный с юридической точки зрения контент: заблокированные цензурными организациями сайты, хакерские форумы. Для доступа необходимы прокси-серверы как особый инструмент, используемый в качестве посредника и позволяющий сохранять анонимность.
4. Темный Интернет – уровень, который включает в себя торговлю наркотиками, оружием, документами и людьми, обмен секретными или опасными документами, запрещёнными книгами. Необходим Tor или альтернативные системы.
5. Закрытый Интернет – доступ только в закрытых системах.
Под каналами распространения деструктивного контента понимаются программные средства, с помощью которых осуществляется передача деструктивного контента от одного субъекта (коммуникатора) к другому (реципиент).
В настоящее время можно выделить следующие каналы распространения деструктивного контента:
1. Интернет-сайты, содержащие деструктивный контент и транслирующие его за счет публикации текстовой информации, фото-, видио- и аудиоматериалов. К сайтам также относятся и форумы, где напрямую можно встретить деструктивный контент, размещенный участниками беседы;
2. Социальные сети – в настоящее время это основная платформа для публикации и трансляции деструктивного контента. Наиболее популярные социальные сети на территории РФ:
а) «ВКонтакте» (международное название VK) - российская социальная сеть со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, крупнейшая в Европе. Сайт доступен на многих языках, особенно популярен среди русскоязычных пользователей.
Здесь распространение деструктивного контента возможно через аккаунты пользователей в социальной сети как путем трансляции контента на своих персональных страницах (как самих сообщений, так и приглашений вступить в группу, пропагандирующую деструктивные идеи), так и популяризирующие деструктивные идеи в частном общении (например, кураторы суицидальных игр или вербовщики).
Отдельным каналом распространения деструктивного контента становятся сообщества и информационные страницы в данной социальной сети, посвященные той или иной проблемной теме.
Отметим, что подача деструктивного контента в данных сообществах может идти как напрямую (призывы, утверждения), так и в завуалированной форме (приглашения в сообщества, популяризация идей и др.).
б) Facebook. Facebook входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира. По состоянию на июль 2016 года месячная аудитория Facebook составила 1,71 миллиарда пользователей, а в апреле 2017 года – 1,968 миллиарда. Facebook позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).
Каналы распространения деструктивного контента аналогичны «ВКонтакте» – популяризация сообществ, прямо или косвенно пропагандирующих деструктивные идеи, частное общение, популяризация фото-, аудио- и видеоматериалов, содержащих деструктивный контент.
в) Instagram. В настоящее время инстаграм становится достаточно новой площадкой для пропаганды деструктивного контента. Чаще всего им пользуются для распространения визуального материала (суицидальные мотиваторы, сцены насилия, постеры с призывами и др.).
г) Твиттер – деструктивный контент распространяется путем трансляции сообщений с заданным хештегом по той или иной теме.
д) Periscope – запрещенный контент распространяется зачастую в режиме реального времени, путем онлайн-трансляции (лекции, призывы и др.).
3. Глубокий Интернет (Глубокая паутина (также известна как «Невидимая сеть», «Глубокая сеть»; англ. Deep Web)) – множество веб-страниц Всемирной паутины, не индексируемых поисковыми системами. Наиболее значительной частью глубокой паутины является Глубинный веб (от англ. deep web, hidden web), состоящий из веб-страниц, динамически генерируемых по запросам к онлайн-базам данных.
Главную опасность в сфере медиабезопаности представляет особый сегмент глубокого интернета – Тёмный интернет (darknet) – сегмент глубокого Интернета, неиндексируемые поисковыми машинами и недоступные через стандартные браузеры сайты, в настоящий момент наиболее популярным способам подключения является – Tor (The Onion Router), программный сервис, прогоняющий данные через множество собственных серверов и тем самым «заметающий» за пользователями все следы.
Благодаря почти полной анонимности и конспиративности темный Интернет становится все более популярным каналам распространения не только деструктивного контента, но и оборота нелегальных товаров и услуг (наркотики, порнография, оружия и пр.).
4. Электронная почта – каждый владелец электронной почты сталкивался с сомнительными рассылками, спамом, вирусами. Особую опасность сточки зрения медиабезопаности является незаконный доступ (взлом) к переписке со стороны третьих лиц.
5. Мессенджеры (IM, Instant Messenger) – это программа, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями. Наиболее популярные мессенджеры – WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Skype, ICQ, Telegram, imessenger, facetime и другие. С ростом популярности данного канала распространения информации, мессенждеры начинают выполнять и другие функции – в частности посредством публичных каналов осуществляются функции СМИ. Благодаря функциям защиты переписки ряд мессенджеров становятся площадкой распространения деструктивного контента.
Список рекомендованной литературы
1. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М.Лукиной. - М.: 2010. - С. 252.
2. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. П. Бакланова // Вестник Московского университета. — Серия 9. Филология. — 2005. — № 6. — С. 46—61.
3. Суворов, А.А. Интернет: масс-медийные характеристики / А.А. Суворов // Изв. Саратов. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2009. -Т. 9. - Вып. 3. - С. 64-70.