Занятие №7

Занятие № 7

Методы контрпропаганды деструктивных явлений

Контрпропаганда в сети Интернет – это противодействие деструктивному информационному воздействию на личность, общество и государственные институты.

Выделяют следующие методы контрпропаганды:

1. Наступательная контрпропаганда построена по принципу асимметрии и действует непредсказуемо для противников, нанося удары на вражеской территории. Она включает показ проблем и трудностей, которые имеются в самой стране. Основные методы наступательной контрпропаганды:

«Ловушка» – зазывание противника на то информационное поле, где после по нему будет нанесен удар. Противник попадает в ловушку, сам того не понимая.

«Перенос неодобрения» – формирование у аудитории негативного отношения к определённому кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают данного кандидата, но вызывают у электората чувства отвращения, страха, неприязни.

 «Общественное неодобрение» – создание визуального неодобрения действий субъекта со стороны общества путем подбора различных высказываний групп влияния, «представителей» различных слоёв населения, соответствующих данных социологических опросов.

«Имитационная дезинформация» – внесение изменений в пропаганду противника, которые придают ей другое направление и содержание, подрывают к ней доверие, создают отрицательный образ.

«Пугающие темы и сообщения» – одни из наиболее эффективных способов психологического воздействия на потенциальную аудиторию. Целью выступает возможность представить аудитории какого-либо «персонажа» или «сообщества» как угрозу для жизни, безопасности и благосостояния граждан.

«Смещение по семантическому полю» переход из мнения «за» в «против».

2. Оборонительная контрпропаганда является классической контрпропагандой. Основная её цель –противостояние пропаганде противника. Основные методы оборонительной контпропаганды:

«Прямое опровержение – опровержение тех или иных аспектов пропаганды противника.

«Игнорирование» – сознательное игнорирование каких-либо тем пропаганды противника. Негативная тема, остающаяся обсуждаемой, приносит больший ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Метод бывает достаточно эффективен, особенно в случае незначительности темы пропаганды врага или недостатка его ресурсов.

«Отвлекающая пропаганда» – отвлечение и перенос внимания целевой аудитории с основных тем пропаганды противника на другие темы, которые интересны общественности.

«Уменьшение значимости темы» – перенос акцентов на элементы какой-либо темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «неупоминании» данной темы.

«Превентивная пропаганда» – предупреждающее использование пропагандистской темы, которая может быть использована пропагандой противника – с изменёнными и смягчёнными данными или их составляющими для снижения доверия к теме.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Тухланова, О. Е. Роль контрпропаганды в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере противодействия экстремизму [Текст] / О. Е. Тухланова. //"Черные дыры" в Российском законодательстве. -2014. - № 1. - С. 119 – 121
  2. Кейзеров Н. М. Контрпропаганда: проблемы методологии и методики / Н. М. Кейзеров, Е. А. Ножин. -М.: Мысль, 1984. - 80 с.
  3. Репко С.И. Война и пропаганда (XV - ХХ в.в.). Кн.1. М.: Новости, 1999. С. 223.